Общество

Как Север сберёг до лучших времён традиции русской демократии

Поморы договорились о местном самоуправлении даже с царём Грозным

15 фев 2022, 12:53
На фоне обострившегося у государства желания повсеместно ликвидировать местное самоуправление, есть резон вспомнить об исторических традициях народного самоуправления на Русском Севере, которые удавалось сохранять даже в не самые толерантные времена.

Территория Русского Севера или Поморья (в русских летописях XII-XV вв. она называлась Заволочье, чуть позже - Подвинье) до объединения Руси вокруг Москвы относилась к Новгородской республике. Новгородская республика с древности представляла собой тип государства с демократической формой правления и выборной властью: новгородцы выбирали не только чиновников и судей, но даже князя, архиепископа, тысяцкого – главу войска, а в случае недолжного исполнения ими своих обязанностей новгородцы прекращали платить им жалование из казны и изгоняли их из города и государства.

Так, в XII – XIV вв. новгородцы несколько раз изгоняли со своей земли князя, а затем выбирали нового. Новгородская республика являлась образцом демократического устройства государства в эпоху средневековья и была частью европейской культуры. Широкие торгово-экономические и культурные связи с Западом (Европой) и Востоком (Византией) сформировали здесь особую культуру, не имеющую аналогов нигде в мире. Аналогичные традиции бытовали и на Севере, в Поморье. Поморское судостроение, мореплавание и поморская торговля «прорубили» местным жителям окно в Европу намного раньше, чем это сделал Петр I. Местные жители никогда не зависели от государства, всегда были сильными, свободными и образованными.

Новгород был сильным конкурентом Москве в период объединения русских земель, но потерпел неудачу в интригах: северные люди, не способные на подлость, не смогли противостоять московским вельможам, которые раскололи новгородское общество, обманув и рассорив ключевых лиц государства. Посеяв раздор в управлении государством, московиты огнем и мечом уничтожили новгородскую демократию, а за ней и независимость богатейшей и сильнейшей республики. Новгород потерпел крупное поражение в битве на реке Шелони в 1471 году, а затем и в московско-новгородской войне 1477-1478 гг.

После этого в Новгороде уничтожен был институт выборной власти и основные институты демократии, а государственные мужи, находившиеся при исполнении государственных обязанностей, были казнены на центральной площади города Новгорода в 1478 г. Крупнейшее государство с богатейшими ресурсами и сильнейшим человеческим потенциалом оказалось в руках Москвы. Формально, и Поморье стало частью Московского государства.

Однако, на территории Поморья никогда не было ни крепостного права, ни татаро-монгольского ига, здесь сохранилось собственное законодательство и особая культура экономически независимых, весьма состоятельных граждан – поморских промысловиков, купцов и свободных крестьян, живших общинами и плативших в царскую казну высокие налоги за сохранение права юридической и экономической автономии своей земли. Как же сложилась такая форма государственного устройства на поморской земле?

После завоевания Новгородской республики войсками московского великого князя Ивана III, Поморье формально вошло в состав Московского княжества, позже – Российского государства. Во времена Ивана III, а затем и Василия III (отца Ивана Васильевича Грозного) на Поморье распространен был институт кормления, позволявшего московским чиновникам обирать население на свое усмотрение - то есть местные жители региона должны были полностью содержать московских чиновников и их семьи, да еще платить им жалование.

Вступивший на московский престол Иван IV (Грозный) искоренил эту практику: в ответ на обращение к царю, поморам разрешено было самим выбирать государственных мужей из поморской среды в обмен на значительно более высокие, чем в остальной России, налоги.

Так жители Европейского Севера России единственные из всех жителей Российской монархии смогли заключить договор между государством и собственным народом: Рюриковичи, а затем и Романовы не наступали на поморскую свободу, сохранено было поморское законодательство и институты демократии, в обмен на золото.

В Поморье были развиты промыслы, приносившие краю огромные деньги: солеварение, смолокурение, добыча рыбы и морского зверя, лес, пушнина, кузнечное ремесло, ювелирное дело. С Севера везли на царский стол такие деликатесы, как стерлядь, семгу, красную икру, в северных монастырях золотом расшивали парчовые ткани для богослужений в соборах московского кремля, а царские шубы шили из северных мехов. Кстати, именно поморскую соль, добытую на солеварнях Белого моря, московские купцы предпочитали везти для продажи в Московию, в том числе и к царскому столу.

Не было в Поморье и коррупции, распространенной в центральной и южной России. Двери в поморских селах и городах никогда не закрывали на замок – хоть жили и богато, а воровать было не принято. При этом, грехом считалось не приютить путника, странствующего по Северу: поморы верили, что в его обличие ходит по Земле и проверяет людскую порядочность и милосердие сам святой Николай Чудотворец (он же – Николай Угодник) – покровитель мореплавателей, путешественников, торговцев, странников. Поморы говаривали: «От Архангельска до Колы тридцать три Николы» - то есть между этими населенными пунктами 33 храма, посвященных Николаю Угоднику. Шатровые храмы служили в Поморье маяками не только для заблудших душ, но и для поморских судов, возвращавшихся домой с промыслов – шатер был виден за несколько десятков километров до берега.

В Поморье отсутствовали законы, связанные с закрепощением крестьян, закреплялось сильное значение поморской общины: сельские жители, будучи полностью свободными, решали все вопросы жизни самостоятельно на сельском сходе.
По поморским законам, фактически, главой семьи, дома и хозяйства являлась мать большого семейства, на нее же, как правило, записывалось и имущество семьи, и торгово-ремесленные предприятия - это была вынужденная мера, поскольку мужчины - главы поморских семей большую часть времени проводили на тяжелых и опасных морских промыслах, откуда могли и не вернуться. «Море – наше поле», - говорили поморы. Им кормились. Но нередко море становилось и местом гибели северян.
На женщин в поморских поселениях возлагалось и исполнение ряда административных обязанностей, в центральной России доступных только мужчинам. Высокий уровень грамотности в поморской среде и поморские традиции сводили официальные функции сельского схода до важнейших: большинство общинных правил и норм составляли традицию и не требовали специальных собраний и обсуждений.

В XVI в. при Иване IV Архангельск стал первым и главным морским международным торговым городом-портом. За высадкой на берегу Белого моря английского капитана Ричарда Ченслера, последовало заключение официального торгового соглашения между Англией и Россией. Позже аналогичные торговые соглашения были заключены с Голландией, Францией, Австрией и немецкими городами-государствами, Скандинавскими странами, – до основания Санкт-Петербурга основной поток торговли с Европой шел через Архангельск.
Тогда же в Архангельске сформировалась Немецкая слобода – район проживания европейских купцов, многие из которых основали здесь не только новые предприятия, но и целые династии, навсегда связав свою жизнь с Русским Севером.

Об эффективности созданного поморами механизма местного самоуправления говорит не только его существование на протяжении столетий, но и уважительное отношение к нему со стороны первых лиц государства.
Когда Екатерина II в 1767 г. учредила имперскую Уложенную Комиссию (для замены устаревшего Соборного уложения 1649 года), в ее составе в течение полутора лет работали представители Поморья.

На Севере ряды выборщиков были значительно расширены по сравнению с другими регионами: волости избирали и направляли своих делегатов на уездное собрание, которое, в свою очередь, выбирало поверенных на провинциальный (губернский съезд), где уже избирались депутаты в Уложенную Комиссию. Поморы прибывали в столицу со своими законопроектами, часть которых получила воплощение не только на территории Поморья, но и в центральной России.

Эпоха Великих реформ Александра II привнесла новую волну в историю развития самоуправления на Севере. Неизменными остались традиции поморских сельских общин, а в Архангельске, помимо назначаемых Сенатом генерал-губернаторов (глав губерний, появившихся при Петре I в результате его административной реформы), появились выборные органы власти - городская дума во главе с городским головой, и городская управа.

Раз в четыре года горожане переизбирали весь состав новых органов местного самоуправления, куда могли избираться все жители города, вне зависимости от сословия и уровня дохода. Сами горожане при выборе городской власти отдавали предпочтение наиболее ответственным, почтенным и состоятельным гражданам. В основном это были представители купечества, за чей счет в городе ремонтировались дороги и общественные здания, создавались учебные заведения и больницы, богадельни и приюты для неимущих граждан.

Никаких денег представители избираемых городских органов власти не получали – ими руководило лишь стремление помочь городу, улучшить его городскую среду, систему здравоохранения, образования и культуры. За время существования городской думы на посту ее председателя (городского головы) побывало не так много почтенных граждан (этот институт самоуправления был упразднен с установлением на Севере советской власти), однако, все они оставили по себе добрую память в сердцах горожан.

Советская власть надолго прервала традиции местного самоуправления. Сразу же прекратилось международное сотрудничество региона со странами Европы и поморская торговля. Создание Губернской чрезвычайной комиссии (ГубЧК), репрессии, физическое уничтожение и эмиграция наиболее состоятельной и активной части населения из числа купцов и промышленников, - все это отбросило далеко назад гражданское самосознание, взаимную ответственность граждан по отношению друг к другу, принцип отчетности власти перед народом.

Однако, сегодня, несмотря на страшное прошлое и непростое настоящее, жива память народа о прежнем величии собственной культуры и поморской самобытности, не за горами и эпоха ее возрождения.

Елизавета Хатанзейская
Скрыть комментарии