Мнение

Уничтожение малой авиации на Севере

27 мая 2021, 12:03
Александр Козенков
Предприниматель
Премьер Мишустин подписал распоряжение о закрытии аэродромов в Архангельской области: Вожгоры, Долгощелье, Койда, Койнас, Лопшеньга, Онега, Верхняя Золотица, Летняя Золотица, Котлас, Лешуконское, Мезень. И у меня, вобщем-то, давно нет уже вопросов к федеральному и областному правительству, зато с каждым таким чудо-документом, появляется все больше ответов.

На начало 1990-х годов в России действовало 1450 аэродромов. Сегодня осталось 282. Столько же, сколько лишь на одной Аляске.

На Севере, где с автомобильными дорогами беда, малая авиация это главное стратегическое направление развития транспорта, если его хотят развивать. Вот наши американские «партнёры» это понимают, а альтернативно одарённые отечественные чиновники не понимают. А скорее всего — понимают, но стратегия у них на самом деле совсем другая. Кому-то похоже очень хочется навсегда подрезать крылья Родины. Ждут всех нас большие города, облепленные камерами наблюдения, а для денег найдётся более выгодное вложение, например, в дворцовую инфраструктуру.

Состояние транспорта — показатель дееспособности, и жизнеспособности государства. Для развития территорий и сохранения на них жизни, долгом и обязанностью государства перед людьми является инвестирование в транспортную инфраструктуру. Не оптимизация, и уж тем более не создание препятствий для развития транспорта.

Лукавые чиновники ответят, что ну чего вы шумите, будут теперь не аэродромы, а посадочные площадки. На них можно будет чему-нибудь садиться. А сохранять аэродромы — денег нет, да и требования к аэродромам, которые сами же чиновники и придумали, требуют дополнительного вложения больших денег для сохранения статуса аэропорта.

Прилагаю фотографии посадочной площадки — она же бывший аэродром в Верхней Тойме. В Верхней Тойме! Несколько рейсов оттуда в советское время каждый день вылетали в Мезень, Лешуконь, и по всей области. Теперь там посадочная площадка, где базируется один самолет лесной охраны. Больше ничего не летает. И когда наступает осенний ледостав и весенний ледоход, регулярной связи с «правым берегом» — нет.



Уверен, отсутствие регулярного воздушного сообщения — одна из причин, по которой население Верхнетоемского района за тучные «нулевые» уменьшилось с 25 тысяч до 12 тысяч человек. Стратегия сворачивания структуры гражданской авиации будет иметь дальнейшее сокращение числа жителей в отдалённых районах области в качестве одного из главных результатов.

А ведь при желании — любая проблема может быть решена. Нужен план развития малой авиации на Севере. Уменьшите объём требований для региональных аэропортов. Для работы нужен диспетчер, метеослужба, чистая взлетная полоса, контроль состояния и своевременный ремонт полосы. Может быть, не стоит строить в Мезени бетонные заборы с видеонаблюдением для защиты от злодеев, и на этом можно неплохо сэкономить. Через пару лет граждане с личными самолетами и маленькие авиакомпании, могут создать новую отрасль частных перевозок, от которой выиграют все. В конце концов, чем гонять пассажирские газели из Архангельска до районных центров, предприимчивые люди рассмотрят лучше покупку какой-нибудь рабочей лошадки малой авиации типа Cessna.

Где взять деньги для восстановления региональных аэропортов малой авиации? Увольте всех пиарщиков, закройте финансирование государственных газет, вот и деньги. Займите в конце концов у Правительства Москвы. Всё лучше, чем закапывать миллиарды в шиесские болота.
Скрыть комментарии