Мнение

Территориальная схема обращения с отходами: лукавство областного правительства и реальная ситуация

27 окт 2022, 11:23
В Архангельской области максимально незаметно проходит общественное обсуждение очередной редакции территориальной схемы обращения с отходами.

Проект документа с приложениями размещён на сайте областного минприроды, и, чтобы его найти, надо знать, что и где искать. Собственно, как и анонс самого мероприятия, который в этот раз обошли вниманием и СМИ, и экоактивисты.

Само обсуждение началось еще 14 октября и продлится по 13 ноября 2022 года включительно, но предложения и замечания принимаются министерством только до 29 октября 2022 года включительно по адресу: г. Архангельск, ул. Выучейского, д.18 или на адрес электронной почты: shematkoao@yandex.ru. И уже в середине ноября областное правительство утвердит редакцию терсхемы, по всей видимости, в этом виде, следуя традиции прошлых лет, согласно которой предложения общественности при общественном-де якобы обсуждении без какой-либо аргументации просто игнорировались областными чиновниками.

Но, если вам интересно глянуть, что в очередной раз пытаются выдать за «реформу ТКО в Архангельской области», welcome! Скачать текстовую версию терсхемы можно по ссылке https://office.dvinaland.ru/docs/pub/e210d4781fc491e5..? или, согласно пути со страницы министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (https://dvinaland.ru/gov/iogv/minlpk/): Справочник документов – Охрана окружающей среды – Территориальная схема обращения с отходами – Нормативно-правовые акты – «Проект территориальной схемы» (в самом низу блока). Электронная модель терсхемы расположена по адресу: http://arh.shemaothodov.ru/.

Итак, из актуальненького:

В терсхеме по-прежнему фигурируют такие объекты как «перегрузка» и «площадка временного накопления (ПВН)», их характеристики схожи, но сами они отсутствуют в законодательном поле. По мнению руководства областного минлеспрома, это объекты, предназначенные для складирования отходов на срок не более 11 месяцев, оборудованные согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям. С этим-то у реализаторов мусорной реформы и возникла основная проблема: складировать отходы начали, а вот с оборудованием даже существующих свалок как-то не получилось, и по итогу местами такого «временного накопления» и «перегрузки» стали участки леса, совсем для этого не приспособленные. Но реализаторам хоть кол на голове теши - они уже почему-то решили, что если несанкционированную свалку назвать как-то иначе, то она перестанет от этого быть несанкционированной. Увы, увы… экологическому ущербу пофиг, как там в документообороте эти объекты обозваны, он меньше от этого не станет. Тем удивительнее, что разработанная до 2032 года терсхема вроде как должна обеспечить безопасное захоронение отходов, а на хранение, видимо, как-то побоку... ¯\_(ツ)_/¯

Интересные пертурбации происходят и с количеством образованных в регионе ТКО. В 2021 году общее расчётное количество ТКО, образующихся на территории Архангельской области в течение года, составляло 386 938,92 тонн, из которых, согласно подаваемой регоператором отчетности, к нему поступило только 258 645 тонн. Занятно, но в поступлении фигурируют отходы не только от «других хозяйствующих субъектов, населения», но и от «субъектов РФ». (О_о) Ай-я-яй!

Однако в новой редакции терсхемы общее расчётное количество ТКО, образующихся на территории Архангельской области в течение года, составляет уже 404 936,43 тонн (и это несмотря на прогнозируемую убыль населения по несколько тысяч человек в год). Сколько из этих ТКО поступят регоператору, догадаться несложно, учитывая довольно низкий охват населения отдельных муниципалитетов централизованной системой сбора и вывоза ТКО. Показатели по некоторым МО настолько смехотворны, что отдельно по районам и округам их даже приводить в терсхеме не стали. Но мы посчитали сами, исходя из представленных данных.

 Итак, стопроцентный охват только в городских округах: Архангельск, Коряжма, Котлас, Мирный, Новодвинск, Северодвинск и – о, неожиданность! – в Вилегодском муниципальном округе.

Далее по убыванию, но хотя бы более 90% охвата:
  • Каргопольский МО – 99%
  • Виноградовский МО – 98%
  • Ленский МР – 95,5%
  • Няндомский МО – 95,33%
  • Красноборский МР – 91,28%
  • Котласский МО – 90,75%
  • Холмогорский МО – 90,69%
Более половины населения охвачены системой сбора и вывоза ТКО в:
  • Вельском МР – 86,47%
  • Приморском МР – 84,2%
  • Онежском МР – 83,62%
  • Коношском МР – 81,12%
  • Верхнетоемском МО – 63,75%
  • Устьянском МО – 61,33%
  • Плесецком МО – 60,35%
  • Шенкурском МО – 54,07%
  • Пинежском МР – 54,07%
Ну, и совсем в «аутсайдерах» (кто-то удивлен?):
  • Лешуконский МО – 31,16%
  • Мезенский МО – 24,9%
Таким образом в целом по Архангельской области охвачены «услугой» регоператора только 81,82% населения. На качество этой «услуги», к слову, не перестают жаловаться и в городах со 100-процентным охватом, и в тех населённых пунктах, где он существенно скромнее. Вот вам и реальные достижения… какого уже года реализации «мусорной» реформы в регионе? Почти 200 тысяч человек не имеют доступа к централизованной системе сбора и вывоза ТКО. Браво!

А как же обещанное РСО? Ну, как как? Обещанного три года ждут, а на четвёртый… согласно целевым показателям региональной программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» в 2023 и 2024 годах чиновники планируют зарывать на полигонах 97,2% отходов. Должно быть, среди них будут и раздельно собранные, и отсортированные… ¯\_(ツ)_/¯ А уже с 2025 года чиновники планируют 94,8% ТКО направлять на обработку в виде сортировки (в 2023-2024 годах – это скромные 7,3%), из которых только 45,3% будут хоронить на полигонах (в 2023-2024 годах – это 98,9%), а остальное, по старой-доброй традиции, видимо, потеряется где-то по пути, поскольку иных «конечных» звеньев в логистике кроме свалок не предусмотрено. И это на какой год «мусорной» реформы в регионе?

(Цитата): «Перспективным направлением развития системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Архангельской области является минимизация потока отходов, направляемых на размещение за счёт ввода в эксплуатацию современных объектов сортировки и утилизации ТКО, мощности которых позволят не только производить отбор вторичных материальных ресурсов, но также осуществлять компостирование органических фракций отходов».

Иными словами, вся перспективность «развития системы обращения с ТКО» в регионе заключается в том, что ТКО сначала будут направляться на сортировку, а потом – отсортированное на захоронение. При этом, «согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается». Однако, куда будут направлены (и будут ли вообще направлены) отсортированные полезные компоненты, терсхемой по-прежнему не разъясняется. А значит, любые показатели, которые могут быть установлены в качестве пороговых для снижения уровня захораниваемых отходов, не более, чем циферки – ничем не подкрепленные циферки, при недостижении которых никто никакой ответственности не понесёт.

Примечательно, что при оценке вложений в строительство новых объектов в терсхеме приведена стоимость только одного объекта. Этим объектом стал "Комплекс по обращению с отходами производства и потребления" в пос.Соловецком. И всё! Ни вам «перегрузок», ни ПВНов, которые должны быть оборудованы в соответствии с законодательными требованиями, а это тоже стоит денег (!), ни даже новых полигонов с линиями сортировки, которые уже вот-вот начнут строить. Всё «вынесено» в приложения. Впрочем, какая, видимо, нам должна быть разница, если мы все равно оплатим это из своего кармана, ведь все эти затраты при любом раскладе будут включены в тариф ¯\_(ツ)_/¯

Именно поэтому, несмотря на прогнозируемую убыль населения и, по идее, уменьшение количества образуемых отходов размер тарифа будет только расти, и этот рост будет обусловлен вводом в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры обращения с ТКО. Вот так, то, что должно экономить наши средства и минимизировать ущерб экологии, будет стоить дороже, а принципиально ничего не изменит… ну, разве что, свалок за наш с вами счет станет больше.

Ну и, пожалуй, главный навязываемый миф, что терсхемой, что областными чиновниками, заключён в том, что показатели поступающих на планируемые к строительству «перспективные» полигоны занижены без какого-либо оправдания. Все эти «перспективные» объекты в Няндоме, Коряжме и Холмогорском округе состоят из полигона и линии сортировки, а сортировка – не равно утилизация. Компостируемые отходы после «обезвреживания» также захораниваются на полигоне. По всей видимости, поступающий на сортировку объем ТКО по-прежнему просто не учтён в объёме захороненных на этих объектах отходов. Однако отсортированное ТКО не испаряются! А поскольку никаких иных объектов, утилизирующих отсортированное ТКО, в логистику терсхемой не включено, никакой утилизации на планируемых к строительству объектах не предусмотрено, то все отсортированные будут поступать куда? Правильно! На тот же полигон. Таким образом северяне ещё дополнительно оплатят бессмысленную и бесперспективную сортировку мусора, который также после этого окажется на свалке.

Резюме:

1. Предложенная редакция терсхемы не содержит каких-либо принципиальных отличий от любой прежней редакции, зато содержит достаточное количество «неточностей» (если минприроды даст добро, повезём туда и вот так, а если не даст, то куда-то в другое место и каким-то иным путем). Такие аспекты играют существенную роль и ведут лишь к тому, что общественность в принципе лишается возможности хоть как-то контролировать деятельность регоператора в части логистики и использования имеющихся свалок, поскольку эти «аспекты» решаются «договорняками» с областным минприроды.

2. В несанкционированных свалках, по мнению чиновников, по-прежнему виноваты северяне, а не регоператор, который размещает отходы на «перегрузках» и ПВНах, которые для этого, по меньшей мере, не приспособлены. Расходы на их оборудование, согласно приложению терсхемы, либо отсутствуют, либо как-то несерьёзно малы и «ожидаются» из внебюджетных источников. Кто поверит, что при таких «расходах» эти объекты будут оборудованы с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований?

3. Тариф по-прежнему растёт несмотря на прогнозируемую убыль населения, да и за все прихоти областных чиновников в виде новых свалок заплатят северяне.

4. Все потуги областного правительства выдать перекройку системы обращения отходов в регионе под одну фирмочку не тянут на реформу. Даже на «мусорную».

5. РСО есть, но пойдёт на свалки без каких-либо перспектив, что никоим образом не способно изменить количество захораниваемых отходов.

6. Объектов утилизации отходов в таких объёмах, которые как бы не поступят по итогу на полигоны, в регионе НЕТ! В логистических цепочках объекты утилизации отсутствуют. Сортировка – это не утилизация, как пытаются представить чиновники, а значит, отсортированные отходы (за сортировку мы тоже заплатим) окончат свой путь на свалках.

7. Общественное обсуждение терсхемы проводится не потому, что кого-то в минлеспроме интересует мнение северян, а потому, что это законодательное требование. Концепция «авось-пронесёт» после «переливания из пустого в-порожнее» не претерпела ровным счётом никаких изменений.

Спустя столько времени со старта «мусорной» реформы мы всё ещё не получили реформы, а только ворох проблем, в попытке решить которые чиновники создают всё новые. И новая редакция терсхемы – очередное тому подтверждение.
Скрыть комментарии