Приоритетные инвестиционные проекты (ПИП) реализуются недостаточно эффективно и не стимулируют развитие лесного комплекса страны. К такому выводу пришла Счетная палата РФ, оценив результаты этой меры господдержки на примере четырех регионов с наибольшим количеством ПИП и объемом предоставленного в аренду для их реализации лесного ресурса – Архангельской, Вологодской и Иркутской областей и Красноярского края.
В Архангельской области проверка Счётной палаты проходила в Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и в ООО «Группа компаний «УЛК» (Устьянский округ, пос. Октябрьский).
Приоритетные инвестпроекты как мера господдержки лесной отрасли реализуются с 2008 года. В рамках данного механизма предприятиям лесопромышленного комплекса на льготных условиях (с применением понижающего коэффициента 0,5 к арендной плате) предоставляются в аренду лесные участки для заготовки древесины. При этом организации обязаны создать или модернизировать лесоперерабатывающую (лесную) инфраструктуру, вложив в нее установленный объем инвестиций.
В Архангельской области для реализации ПИП с 2008 года были предоставлены 10,2 млн. га лесов, с расчётной лесосекой 12,5 млн. куб. м. в год. Всего в регионе утверждены 16 приоритетных проектов с плановым объёмом инвестиций 63,8 млрд. руб., из них 4 проекта в дальнейшем были исключены из числа приоритетных, 11 проектов завершены, и 1 всё ещё реализуется.
Счетная палата пришла к выводу, что в Архангельской области 73 % (8 из 11) ПИП так и не достигли плановых объемов производства.
После исключения ряда проектов из перечня ПИП, законодательно предусмотренная обязанность оплатить доначисленную арендную плату за использование лесов с применением коэффициента 0,5 не реализовывалась в полном объеме. В связи с невозможностью взыскания, арендаторам в Архангельской области списали 97,8 млн. рублей долгов (68,7 % от всей доначисленной суммы).
Среди других выявленных аудиторами нарушений:
- факт передачи в безвозмездное пользование инвестору (ООО «Группа компаний «УЛК») созданного преимущественно за счет средств федерального бюджета лесного селекционно-семеноводческого центра, в результате чего Архангельской областью утрачен инструмент для обеспечения лесовосстановления посадочным материалом с закрытой корневой системой и улучшенными наследственными свойствами. На строительство лесного селекционно-семеноводческого центра ранее выделены бюджетные средства в размере 324,9 млн рублей, из которых 292,6 млн рублей – средства федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. № 375 и 32,3 млн рублей – средства бюджета Архангельской области;
- осуществление ненадлежащим образом претензионно-исковой работы по взысканию неустойки, предусмотренной договорами аренды лесных участков, в размере 386,2 млн рублей (расчетно) за передачу инвестором (ООО «Группа компаний «УЛК») прав аренды по 31 договору третьему лицу без согласования с арендодателем;
- непринятие мер по понуждению арендаторов к осуществлению невыполненных объемов мероприятий по воспроизводству лесов, предусмотренных договорами аренды. ООО «Группа компаний «УЛК» в 2022–2024 годах не выполнены обязательства по воспроизводству лесов в рамках исполнения 43 договоров аренды лесных участков на площади 10,3 тыс. га.;
- заявка ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» на реализацию ПИП «Строительство лесопильного завода» утверждена при наличии убытков у организации в течение 2 из 3 последних лет;
- ЗАО «Лесозавод 25» в 2020 году не проведены работы по прочистке минерализованных полос – 24 км, лесопатологическое обследование – на площади 0,3 тыс. га; ООО «Группа компаний «УЛК» в 2022–2023 годах не проведены работы по прочистке минерализованных полос – 149,3 км, благоустройству зон отдыха – 24 штуки;
- ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» не выполнены мероприятия по лесовосстановлению в 2017 году – 1,168 тыс. га, в 2018 году – 0,383 тыс. га; не выполнены рубки ухода в молодняках на территории Архангельской области: ООО «Группа компаний «УЛК» в 2022 году на площади 1 207 га, в 2023 году – 1 717,5 га, ЗАО «Лесозавод 25» в 2023 году – 165,1 га. Работа по взысканию с инвесторов неустоек за нарушение обязательств по охране, защите, воспроизводству лесов в регионах активизирована в ходе проведения контрольного мероприятия. В Архангельской, Иркутской областях, Красноярском крае за невыполнение указанных мероприятий начислены неустойки на сумму 484,4 млн рублей.
Общие выводы Счетной палаты по результатам работы с ПИП в четырех проверенных регионах, трудно назвать удовлетворительными.
Несмотря на предоставление инвесторам лесного ресурса на льготных условиях на долгосрочный период (без проведения торгов и с пониженной арендной платой) для создания (модернизации) производственных мощностей больше половины заготовленной инвесторами древесины реализуется в необработанном виде.
Ежегодный объем заготовки древесины, предусмотренный договорами аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетных проектов, за последние 5 лет не превышал 58 %, что ниже, чем освоение по договорам аренды лесных участков, заключенным в обычном порядке.
Выпуск продукции не осуществляется в объемах и ассортименте, предусмотренных концепциями ПИП.
В результате ненадлежащего контроля Минпромторга России и региональных органов исполнительной власти инвесторами не соблюдались предусмотренные концепциями приоритетных проектов сроки создания мощностей и обязательства по созданию рабочих мест (по данным Минпромторга России, не создано 4,6 тыс. единиц рабочих мест, или 38,6 % планового количества), а также не в полном объеме выполнялись мероприятия по воспроизводству лесов и их охране от пожаров.
При этом недополученные доходы государства в результате предоставления инвесторам льготы по арендной плате с начала реализации ПИП составили 25 857,6 млн. рублей.
В деятельности объектов контрольного мероприятия установлены многочисленные нарушения и недостатки в части принятия решения о включении проектов в перечень приоритетных, а также завершения их реализации, что обеспечило возможность использования инвесторами лесного ресурса, предоставленного в льготном порядке, при невыполнении ими требований действующего законодательства и принятых обязательств. Кроме того, выявлены факты занижения размера платы по заключенным в рамках ПИП договорам аренды лесных участков, что влечет необходимость пересчета и доначисления платежей.
Результаты проверки показали необходимость повышения эффективности государственного контроля при использовании лесного ресурса, предоставленного для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Предприятия лесопромышленного комплекса, получившие в аренду на льготных условиях лесные участки, не обеспечивают их эффективное использование (не осваивают ежегодную расчетную лесосеку и не осуществляют переработку заготовленной древесины в запланированных в ПИП объемах).
Счетная палата в рамках проведенного контрольного мероприятия пришла к выводу, что в целях повышения эффективности использования лесных ресурсов, предоставляемых для реализации приоритетных проектов, целесообразно поручить Правительству Российской Федерации проработать вопросы:
- о пересмотре критериев оценки приоритетных проектов, применяемых на стадии отбора, и установлении их количественных и качественных параметров (показателей);
- о предоставлении в аренду лесных участков для реализации приоритетных проектов по результатам торгов;
- об установлении порядка и оснований изъятия лесных ресурсов в случае их неиспользования или использования в целях, не предусмотренных приоритетными проектами.
По материалам Отчёта о результатах контрольного мероприятия «Аудит осуществления мер государственной поддержки развития лесного комплекса в части реализации приоритетных инвестиционных проектов в 2020–2024 годах и истекшем периоде 2025 года», утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 6 ноября 2025 года, фото Информационное агентство "Двина Сегодня"